ROI – один из основополагающих показателей не только бизнеса в Интернете, но и любого другого, независимо от природы его возникновения. Действительно, любой бизнес по сути своей, уже изначально, ориентирован на получение прибыли, причём, достаточной, для дальнейшего развития.
Начало всегда одно и то же – происходит вложение средств на старте, продвижение и развитие.
Так вот, этот коэффициент возврата инвестиций – ROI – и показывает, насколько бизнес успешен и каковы его дальнейшие перспективы. Если коэффициент больше единицы (или 100%), то он характеризует прибыльность дела – получено больше, чем потрачено; если – меньше, то его убыточность – получено меньше, затраты не возвращены.
Для того чтобы подсчитать ROI требуется в простом варианте только три показателя:
- Стоимость единицы продукции (или услуги) - себестоимость, включающая все затраты на получение конечного результата, начиная с нуля.
- Доход от реализации продукции (оказания услуг) - суммарная выручка от продажи.
- Сумма затрат - общее количество денежных средств, вложенных в производство.
Формула вычисления ROI имеет следующий вид :
ROI = ( доход - себестоимость ) / сумма инвестиций
Эта формула считается самой простой и повсеместно используется в
Интернет-маркетинге. Обращаем внимание : первый признак опасного развития событий – отрицательное значение ROI, характеризующее недостаточный доход и превышение себестоимости над доходом. Отрицательное значение ROI показывает потери на каждый вложенный в дело рубль.
Часто требуется вычислить ROI за конкретный период деятельности. В этом случае формула немного усложняется:
ROI = ( Сумма инвестиции к концу периода + Доход за выбранный период - Размер осуществленной инвестиции ) / Размер осуществленной инвестиции
Данная формула обычно используется для оценки бизнеса профессиональными финансовыми органами. Она показывает доходность за период владения активом, другими словами – рост вклада за период.
Анализ полученного ROI, при его недостаточной величине, обязательно должен приводить к переходу на более эффективные рекламные компании, дающие больший возврат денежных средств:
- Увеличению количества используемых ключевых фраз;
- Пересмотру всего семантического ядра сайта;
- Увеличению цены клика на ключевых фразах;
- Сокращению низкоконверсионных запросов.
Анализ ROI должен проводиться постоянно. Именно в периодичности отслеживания показателя ROI компании и состоит залог успешности её деятельности.
Существует ещё один вариант показателя ROI, так называемый, маркетинговый ROI - ROMI, который учитывает основные затраты на производство и вычисляется по формуле:
ROMI = ( Валовая прибыль - Инвестиции в маркетинг ) / Инвестиции в маркетинг
При этом валовая прибыль вычисляется как разница между валовой выручкой и себестоимостью реализованной продукции.
ROMI, равный 25, означает, что каждый рубль, потраченный на рекламу продукции, принёс доход в 25 рублей.
Характер формулы показывает, что значение ROMI может быть и отрицательным. Те же 25, но отрицательные, означают, что на каждом рубле, вложенном в рекламу, магазин терял 25 рублей.
Вариантом ROMI является индекс соотношения расхода к доходу – MRE, на который больше ориентируются владельцы бизнеса и отделы маркетинга.
MRE = Затраты на маркетинг за какой то период / Доход за тот же период
Обращаем внимание - данные показатели успешности бизнеса использовались с момента его возникновения. Но они стали особенно актуальны именно в последнее время, когда на рынок торговли очень активно вышел Интернет. Теперь любой может выйти на этот рынок, создав в сети свой Интернет-магазин и организовав поставку (причём, даже не имеется в виду поставка продукции – физически, достаточно точно и достоверно определить наличие и местоположение товара).