Разработка программного обеспечения (ПО) – одна из самых массовых интеллектуальных профессий. В то же время к этой сфере деятельности предъявляются повышенные требования с точки зрения организации работ, причём независимо от размера коллектива разработчиков. Ещё одной особенностью разработки ПО является непредсказуемость будущего отношения рынка к создаваемому продукту.
Учитывая эти особенности, в качестве первого шага разрабатывается идея с минимально необходимым набором возможностей. Реализация идеи должна в полном объёме представить продукт, показать его перспективы. В то же время стоимость реализации в обобществленном выражении (финансовая, временная) на первом этапе представления должна быть как можно меньше.
Эту идею оформил и громогласно заявил о её жизнеспособности в 2001 году Фрэнко Робинсон. Продвижением же идеи, назвав её MVP – Minimum Viable Product (Минимально жизнеспособный продукт), занялись Стив Бланк и Эрик Рис.
Главной задачей MVP является не только представление продукта, но, что немаловажно, и сбор информации о его необходимости для рынка. Именно анализ позволяет определить окончательно целевую аудиторию продукта и направления его дальнейшего развития. Вместе с представлением продукта по принципу MVP происходит проверка и всех составляющих его будущего масштабного маркетинга – от презентаций до обучения персонала владению продуктом.
В целом принцип MVP очень тесно связан с итерационным принципом разработки любой идеи, когда её разработчики подходят к окончательному варианту реализации в результате нескольких последовательных итерационных шагов.
Среди дополнительных задач, которые ставятся в процессе разработки по принципу MVP:
- Раннее оповещение рынка о продукте;
- Ранний захват доли рынка, в том числе за счёт обучения первичным возможностям продукта и привлечения будущего потребителя к процессу разработки;
- Привлечение первых результатов разработки продукта к реализации других продуктов на его основе;
- Раннее тестирование продукта, что облегчает весь процесс доведения продукта до окончательного рыночного конкурентоспособного вида;
- Убеждение рынка в необходимости представляемого продукта.
Как считают авторы идеи, важнейшей задаче MVP является воспитание клиентов и привлечение их разработчиками на свою сторону в деле окончательного доведения продукта до рыночного состояния.
MVP прекрасно сочетается с общей идеей развития бизнес-модели, как говорят, прекрасно раскладывается среди всех трёх компонент холста бизнес-модели:
- клиентов,
- ценового предложения и
- каналов взаимоотношений.
С принципом MVP взаимодействуют и очень похожие на него принципы:
- MVC – минимального жизнеспособного учредителя – учредителя способного дать старт развитию проекта и обладающего следующими минимальными характеристиками:
- Доверие со стороны всех разработчиков проекта;
- Рациональность при управлении проектом;
- Реалистичность при принятии решений;
- Производительность и умение стимулировать ход разработки.
- MVCom - минимально жизнеспособная команда – команда, минимально необходимая для реализации MVP. При создании MVCom на основе MVP определяются основные функции компании и под эти функции уже подбирается необходимый персонал.
- MVT – минимально жизнеспособная технология – технология, обеспечивающая разработку на должном уровне соответствующим инструментарием, с учётом нынешнего и будущего развития отрасли проекта.
Одним из самых наглядных примеров успешного применения принципа разработки MVP является разработка модели обслуживания клиентов по технологии облачных вычислений - SaaS.
Разработка и внедрение SaaS шло постепенно и «издалека» с постоянным анализом «готовности» пользователей принять такой порядок работы:
- сначала было доказано, что за сетевыми технологиями – будущее;
- затем наглядно была продемонстрирована возможность получения услуг по сети;
- следом – продемонстрировано, что эти услуги достаточно надёжны, высокого качества и очень дешевы;
- на завершающем этапе – проведена апробация массового доступа к ресурсам на стороне сервера и мощная рекламная компания нового способа получения сетевых услуг.
Что особенно важно, SaaS не стоит на месте, она, в первую очередь, видит свои недостатки и стремится к их устранению, всё в рамках стратегии MVP, а, во-вторых, намечает новые более глобальные задачи по обеспечению вариативности получаемых с одного сервера услуг.
Но SaaS – это масштабный проект, охватывающий очень многие сферы деятельности. Вот пример применения MVP более локально, при разработке простого Интернет-магазина:
- Изучите рынок, проведите исследование ниши продукта, который вы хотите «предъявить миру»;
- Создайте простой информационный сайт, посвящённый своему продукту, пока без обратной связи, создайте группы в социальных сетях, посмотрите на реакцию аудитории;
- Привлеките вспомогательные сервисы (Quora – только один из них);
- Обязательно подготовьте вспомогательный материал в виде презентаций – ваша задача не только провести полноценную рекламную компанию, но и найти инвесторов, которые готовы будут «пойти» с вами дальше;
- Далее доходит дело до более продвинутой Landing Page с обратной связью;
- И снова собираем потенциальных клиентов, анализируем их предпочтения и демонстрируем возможности продукта.
Собственно, как видите, ничего «сверхестесственного» MVP не предлагает. Эта стратегия просто позволяет дисциплинировать разработку, «погрузиться» в неё полностью и в каждый данный момент времени сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, направив на это все имеющиеся ресурсы.
Принцип MVP предоставляет шанс для лучшей и более продуманной организации разработки Интернет-проектов коммерческой направленности, когда нет гарантий быстрой окупаемости сделанных финансовых вложений, более того, нет гарантий успешного завершения проекта в его окончательном полномасштабном варианте.