БЛОГ

Аналитика Инструменты Яндекс.Директ Яндекс.Метрика
13 Июн 13:50

Что такое принцип MVP

Разработка программного обеспечения (ПО) – одна из самых массовых интеллектуальных профессий. В то же время к этой сфере деятельности предъявляются повышенные требования с точки зрения организации работ, причём независимо от размера коллектива разработчиков. Ещё одной особенностью разработки ПО является непредсказуемость будущего отношения рынка к создаваемому продукту.

Учитывая эти особенности, в качестве первого шага разрабатывается идея с минимально необходимым набором возможностей. Реализация идеи должна в полном объёме представить продукт, показать его перспективы. В то же время стоимость реализации в обобществленном выражении (финансовая, временная) на первом этапе представления должна быть как можно меньше.

Эту идею оформил и громогласно заявил о её жизнеспособности в 2001 году Фрэнко Робинсон. Продвижением же идеи, назвав её MVP – Minimum Viable Product (Минимально жизнеспособный продукт), занялись Стив Бланк и Эрик Рис.



Главной задачей MVP является не только представление продукта, но, что немаловажно, и сбор информации о его необходимости для рынка. Именно анализ позволяет определить окончательно целевую аудиторию продукта и направления его дальнейшего развития. Вместе с представлением продукта по принципу MVP происходит проверка и всех составляющих его будущего масштабного маркетинга – от презентаций до обучения персонала владению продуктом.

В целом принцип MVP очень тесно связан с итерационным принципом разработки любой идеи, когда её разработчики подходят к окончательному варианту реализации в результате нескольких последовательных итерационных шагов.

Среди дополнительных задач, которые ставятся в процессе разработки по принципу MVP:
  • Раннее оповещение рынка о продукте;
  • Ранний захват доли рынка, в том числе за счёт обучения первичным возможностям продукта и привлечения будущего потребителя к процессу разработки;
  • Привлечение первых результатов разработки продукта к реализации других продуктов на его основе;
  • Раннее тестирование продукта, что облегчает весь процесс доведения продукта до окончательного рыночного конкурентоспособного вида;
  • Убеждение рынка в необходимости представляемого продукта.
Как считают авторы идеи, важнейшей задаче MVP является воспитание клиентов и привлечение их разработчиками на свою сторону в деле окончательного доведения продукта до рыночного состояния.

MVP прекрасно сочетается с общей идеей развития бизнес-модели, как говорят, прекрасно раскладывается среди всех трёх компонент холста бизнес-модели:
  • клиентов,
  • ценового предложения и
  • каналов взаимоотношений.
С принципом MVP взаимодействуют и очень похожие на него принципы:
  • MVC – минимального жизнеспособного учредителя – учредителя способного дать старт развитию проекта и обладающего следующими минимальными характеристиками:
    1. Доверие со стороны всех разработчиков проекта;
    2. Рациональность при управлении проектом;
    3. Реалистичность при принятии решений;
    4. Производительность и умение стимулировать ход разработки.
  • MVCom - минимально жизнеспособная команда – команда, минимально необходимая для реализации MVP. При создании MVCom на основе MVP определяются основные функции компании и под эти функции уже подбирается необходимый персонал.
  • MVT – минимально жизнеспособная технология – технология, обеспечивающая разработку на должном уровне соответствующим инструментарием, с учётом нынешнего и будущего развития отрасли проекта.


Одним из самых наглядных примеров успешного применения принципа разработки MVP является разработка модели обслуживания клиентов по технологии облачных вычислений - SaaS.

Разработка и внедрение SaaS шло постепенно и «издалека» с постоянным анализом «готовности» пользователей принять такой порядок работы:
  • сначала было доказано, что за сетевыми технологиями – будущее;
  • затем наглядно была продемонстрирована возможность получения услуг по сети;
  • следом – продемонстрировано, что эти услуги достаточно надёжны, высокого качества и очень дешевы;
  • на завершающем этапе – проведена апробация массового доступа к ресурсам на стороне сервера и мощная рекламная компания нового способа получения сетевых услуг.
Что особенно важно, SaaS не стоит на месте, она, в первую очередь, видит свои недостатки и стремится к их устранению, всё в рамках стратегии MVP, а, во-вторых, намечает новые более глобальные задачи по обеспечению вариативности получаемых с одного сервера услуг.

Но SaaS – это масштабный проект, охватывающий очень многие сферы деятельности. Вот пример применения MVP более локально, при разработке простого Интернет-магазина:
  • Изучите рынок, проведите исследование ниши продукта, который вы хотите «предъявить миру»;
  • Создайте простой информационный сайт, посвящённый своему продукту, пока без обратной связи, создайте группы в социальных сетях, посмотрите на реакцию аудитории;
  • Привлеките вспомогательные сервисы (Quora – только один из них);
  • Обязательно подготовьте вспомогательный материал в виде презентаций – ваша задача не только провести полноценную рекламную компанию, но и найти инвесторов, которые готовы будут «пойти» с вами дальше;
  • Далее доходит дело до более продвинутой Landing Page с обратной связью;
  • И снова собираем потенциальных клиентов, анализируем их предпочтения и демонстрируем возможности продукта.
Собственно, как видите, ничего «сверхестесственного» MVP не предлагает. Эта стратегия просто позволяет дисциплинировать разработку, «погрузиться» в неё полностью и в каждый данный момент времени сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, направив на это все имеющиеся ресурсы.

Принцип MVP предоставляет шанс для лучшей и более продуманной организации разработки Интернет-проектов коммерческой направленности, когда нет гарантий быстрой окупаемости сделанных финансовых вложений, более того, нет гарантий успешного завершения проекта в его окончательном полномасштабном варианте.
Груздев Арсений

СЛЕДУЙТЕ ЗА НАМИ

ИП Груздев А.В. г. Санкт-Петербург,
наб. Обводного канала, 21
тел.: + 7( 812) 244-92-82
e-mail: info@wewi.ru


© 2009 - .
Интернет-агентство «wewi».